Приход Свято-Никольского храма села Степаньково - О нашем приходе
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


О нашем приходе

1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО СВЯТО-НИКОЛЬСКОМУ ПРИХОДУ села СТЕПАНЬКОВО МЕЛЕНКОВСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ЕПАРХИИ

 

            До 1764 г. село  Степаньково принадлежало Троице-Сергиевой Лавре. Церковь существовала уже в начале XYII века. Известно также, что в конце XYII века в Степанькове было две церкви    Свято-Никольская – приходская и Покрова Богоматери  -  ружная. (ружная церковь - это храм, построенный не в селе, не имеющий прихода и земли). В дальнейшем судьба этих храмов не ясна, но в начале XIX века в селе снова числятся два деревянных храма  -  Свято-Никольский и преп. Сергия Радонежского. Первая была разобрана в 1848 году, вторая  -  в 1850. Вместо деревянных церквей в 1850 году начато строительство каменного храма, оконченное в 1856 году. Окончательная отделка главного храма затянулась до 1876 года, видимо, из-за нехватки средств (храм строился исключительно на сборы среди прихожан и добровольные пожертвования, помощи от государства и епархии практически не было). Колокольня была пристроена в 1890 году. На колокольне висело три небольших колокола.  В 1894 году на средства прихожан приобретен новый колокол весом в 157 пудов (2,5 тонны!).  В храме существует три престола :  главный – в честь святителя Николая Чудотворца; в трапезной (зимнем храме): южный – в честь св. преп. Сергия Радонежского, северный – в честь св. великомученика Мины (видимо, среди крупных жертвователей был кто-то с этим именем). Храм был освящен Его Высокопреосвященством Антонием, Архиепископом Владимирским и Суздальским.

            В это время в храме служили два священника – иерей Василий Павлович Добровольский (назначен в Степаньково в 1850 году) и иерей Михаил Иванович Самарский (назначен в Степаньково в 1854 году); дьякон Александр Иванович Марсов, пономарь Александр Иванович Николаевский  и пономарь Дмитрий Евграфович Троицкий. В Советские годы самым выдающимся настоятелем храма был протоиерей Николай Стройков, прослуживший в Степанькове почти 30 лет.

            При храме имелось 33 десятины земли. Прихожане были все крестьяне – государственные и временнообязанные, помещика в Степанькове не было. В самом Степанькове было более 400 домов. Кроме того, к приход у относились деревни Высоково, Черниченка, Фурсово, Дубцы, Улановка и Кориново. Позднее, в 1874 году, деревня Черниченка была передана Ляховскому приходу, а деревня Кориново – Григоровскому.

            В целом типичный для того времени храм имеет одну отличительную особенность  -  плоское перекрытие основного храма – явление редкое для церквей во Владимирской епархии. На сводах и стенах храма в III четверти XIX века маслом выполнены росписи: евангельские темы и фигуры избранных святых. Росписи выполнены муромскими мастерами и дважды подновлялись – в 1946 г. и в 1970-х годах. Особо ценным является резной иконостас, из-за которого, в основном, храм был поставлен на государственную охрану в годы Советской власти.

            С  1937 года по 1946 год Свято-Никольский храм села  Степаньково был закрыт, но росписи, иконы, подсвечники, священные сосуды и др. были сохранены, поскольку, благодаря усилиям  прихожан власти храм просто закрыли, не разграбили и не устроили в нем склад или что-то еще, как часто бывало.  После распада СССР, в 90-е годы храм семь раз был ограблен, были перепилены решетки на четырех окнах и два раза срезаны замки с дверей. Были украдены самые ценные иконы, например, икона Божией матери «Всех скорбящих Радость»  XYII века, серебряная утварь и оклады с икон. Всего украдено около 80 икон. Ничего найдено не было.

            В годы СССР Свято-Никольский храм был один из немногих, работавших во Владимирской епархии. Из-за отсутствия храмов люди приезжали на службы из Мурома, Меленок, окрестных деревень и даже из-за Оки, из Горьковской области – из Навашино и Выксы.

            Сегодня, стараниями  прихожан и жертвователей , часть икон были написаны заново и заняли свои места в храме. Летом 2007 года произведен косметический ремонт храма снаружи. Конечно, средств не хватает, приход хотя и большой (всего около 5 000 человек), но небогатый, прихожане, в основном, сельские пенсионеры и выручает только большое количество дачников в летний сезон.

 

2. Великомученик Мина Котуанский

          День памяти 24 ноября (11 ноября по старому стилю)

   

Святой мученик Мина был родом египтянин; он исповедывал христианскую веру, и служил в войске, находящемся в Котуанской области1, под начальством тысяченачальника Фирмилиана. В то время в Риме царствовали вместе два нечестивых царя Диоклитиан и Максимиан2. Эти цари издали по всем странам указ, повелевающий предавать мучениям и умерщвлять всех христиан, не поклоняющихся идолам. Согласно этому указу, верующие во Христа повсюду были принуждаемы к идольским жертвоприношениям. Тогда блаженный Мина, не желая видеть такого бедствия и почитание бездушных идолов, оставил свое воинское звание и ушел на горы, в пустынные места, желая лучше жить со зверями, нежели с людьми, не знающими Бога. Святой Мина долгое время скитался в горах и в пустынях, поучаясь в Законе Божием, постом и молит­вою очищая свою душу и служа день и ночь Единому Истинному Богу. Так прошло довольно много времени.

Однажды в главном городе Котуанской области был устроен нечестивый праздник, на который собралось множество язычников. Они совершали в честь своих нечестивых богов различные игры, зрелища, конские ристалища и состязание в борьбе, на каковые зрелища с особо устроенных высоких мест смотрели жители всего города. Блаженный Мина, провидя Святым Духом об этом празднике, разжегся ревностью о Боге и оставив горы и пустыни пришел в город. Вошедши на средину того места, где происходили зрелища, мученик встал на возвышении так, чтобы его можно было видеть всем, и громким голосом воскликнул: "Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне" (Рим.10:20).

Когда святой Мина так воскликнул, все присутствующие на зрелище устремили свои взоры на него и замолчали, удивляясь его смелости. Присутствовавший тут же на зрелище князь того города, по имени Пирр, повелел взять святого и спросил его:

- Кто ты?

Святой Мина вслух всего народа громко воскликнул:

- Я раб Иисуса Христа, Владыки неба и земли.

Князь снова спросил святого:

- Ты чужестранец, или здешний житель; откуда у тебя такая смелость, что ты осмелился среди зрелища так закричать?

Когда князь говорил это, а святой еще не успел ответить на его слова, некоторые из находившихся около князя воинов при­знали Мину и вскричали:

- Это Мина воин, который состоял под начальством Фирмилиана тысячника.

Тогда князь сказал святому Мине:

- Точно ли ты был воином, как они говорят о тебе?

Святой отвечал:

- Да, правда, я был воином и находился в сем го­роде, но видя нечестие людей, прельщенных бесами, и поклоняющихся идолам, а не Истинному Богу, я оставил свое воинское звание и ушел из города, чтобы не быть участником в беззаконии и погибели сих людей. До нынешнего дня я ски­тался в пустынях, избегая соприкосновения с нечестивыми людьми, вра­гами Бога моего; ныне же, услыхав, что вы устроили нечестивый праздник, я проникся ревностью о Боге моем и пришел сюда, чтобы обличить вашу слепоту и проповедать вам Единого Истинного Бога, создавшего Своим словом небо и землю и промышляющего о всей вселенной.

Услышав такие слова, князь повелел отвести святого в темницу и стеречь его до утра, а сам весь тот день участвовал в празднике и зрелищах.

На другой день утром князь сел на судилище и, приказав привести свя­того Мину из темницы, всякими спосо­бами старался склонить его к идоло­поклонству: и обещая дары, и угрожая муками. Когда же он не мог скло­нить святого к нечестию своими словами, стал принуждать его к тому делом, приказав четырем воинам обнажить и растянуть святого и без пощады бить его воловьими жилами, так что из ран мученика текла кровь ручьём. Присутствовавший при этом один человек, по имени Пигасий, сказал святому Мине:

- Пожалей себя, человек, и исполни княжеское повеление, прежде чем тело твое не будет совершенно уничтожено. Советую тебе: поклонись богам только на время, чтобы избавиться от сих мучений, а потом опять служи твоему Богу, который не прогневается на тебя за сие отступление, если ты один раз только принесешь жертву идолам и на короткое время обратишь­ся к ним, ради нужды, чтобы избавиться от сих тяжких мучений.

Но святой с гневом отвечал на это:

- Отойди от меня, делатель беззакония, я уже принес жертву хвалы и снова принесу только Богу моему, Который оказывает мне Свою помощь и так укрепляет меня в терпении, что сии мучения для меня кажутся весьма лёгкими и отрадными, а не тяжкими.

Мучитель, изумлённый таковым терпением мученика, повелел подвергнуть святого Мину еще большим мукам. Святой был повешен на дереве и тело его строгали железными когтями, а мучитель, насмехаясь над святым, говорил ему:

- Чувствуешь ли ты какую-нибудь боль, Мина, или сии мучения для тебя очень приятны, и ты хочешь, чтобы мы еще увеличили их?

Но святой мученик, хотя и сильно страдал, однако с твёрдостью ответил князю:

- Не победишь меня, мучитель, кратковременными сими мучениями, ибо мне помогают, невидимые для тебя, воины Царя Небесного.

Князь повелел слугам еще сильнее мучить святого и гово­рить ему:

- Не исповедуй здесь другого царя, кроме Римских императоров.

Мученик же отвечал на это:

- Если бы вы знали истинного Царя, вы бы не хулили Проповедуемого мною, ибо Он истинный Царь небу и земли, и кроме Его нет другого. А вы хулите Его, не зная, и сравниваете с Ним своих тленных царей, созданных из праха, которым Он дал царское достоинство и царскую власть, так как Он есть Господь всего сотворенного.

Тогда князь сказал святому:

- Кто это такой, дающий власть царям и владычествующий над всеми?

Мученик отвечал князю:

- Иисус Христос, Сын Божий, вечно живущий, Коему повинуется всё и на небе и на земле; Сей возводит царей на престолы и царствует, дает власть и владычествует.

Мучитель же сказал святому Мине:

- Разве ты не знаешь, что Римские императоры сильно гневаются на всех исповедующих имя Христово и повелевают убивать таковых?

Мученик отвечал:

- "Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля" (Пс. 98:1). Если ваши цари гневаются на Христа и на христиан, исповедующих Его имя, то что мне до сего? Я не обращаю внимание на их гнев, ибо я раб моего Христа, и имею только одно желание быть исповедником Его всесвятого имени до самой смерти и да наслаждусь Его сладкой любви, от коей меня никто не может от­торгнуть: "Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?" (Рим. 8:35).

После сего мучитель повелел сильно растирать раны святого платком, сделанным из волос. И когда сие делали, то святой мученик говорил:

- Ныне я совлекаю кожаную одежду и облекаюсь в ризу спасения.

Кроме сего мучитель повелел опалять святого зажженными свечами, но, и когда жгли все тело святого, он молчал.

Тогда князь спросил его:

- Чувствуешь ли ты, Мина, сей огонь?

Святой отвечал:

-"Бог наш есть огнь поядающий" (Евр. 12:29). Тот, за Кого я стражду, помогает мне, и посему я не чувствую огня, коим меня опаляете, и не страшусь ваших многоразличных мучений, ибо помню евангельские слова моего Господа: "Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне" (Мф. 10:28).

Тогда князь сказал мученику:

- Откуда у тебя такое красноречие? Ты всё время был воином, каким же образом ты умеешь говорить, как человек, прочитавший много книг?

Святой отвечал на это князю:

- Господь наш Иисус Христос сказал нам: "И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать" (Мф. 10:18- 19).

Князь спросил святого:

- А ваш Христос знал, что вы будете за Него терпеть такие мучение?

Мученик отвечал:

- Поелику Он Истинный, то имеет и ведение будущего. Ведал и ведает всё, что есть; и всё имеющее быть Ему известно, и Он знает наперед все наши мысли.

Князь, не зная, что отвечать на сие святому, сказал ему:

- Оставь, Мина, свое празднословие и избери себе одно из двух: или будь нашим, и мы перестанем тебя мучить, или будь Христовым, и мы тебя умертвим.

На это святой громким голосом отвечал:

- Я Христов был, и есмь, и буду Христов.

Князь сказал:

- Если ты пожелаешь, я отпущу тебя на два или на три дня, чтобы ты хорошенько поразмыслил, и сказал нам последнее слово.

Но святой отвечал:

- Не два и не три дня, но много лет я исповедую веру Христову, но у меня никогда и в мыслях даже не было отречься от Бога моего, посему и теперь мне не подобает размышлять о сем. Не надейся, князь, слышать от меня что-нибудь другое, но вот мое последнее слово: от Бога моего я не отрекусь, вашим бесам не принесу жертвы и не преклоню колен моих перед бездушными идолами.

Такой твёрдый ответ мученика сильно разгневал князя, и он повелел разбросать по земле крючки, трезубцы и различные железные гвозди, и влачить по ним связанного святого мученика. Но сей, как будто влачимый по мягким цветам, еще сильнее порицал многобожие язычников и смеялся над безумием людей, прельщенных бесами. А князь повелел влачимого святого еще бить оловянными прутьями. И так святого Мину мучили долгое время.

В это время один из бывших при сем воинов, по имени Илиодор, сказал мучителю:

- Князь, разве твоя светлость не знает, что христиане безумны и не боятся мучений, перенося их так, как будто они подобны бездушным камням или деревьям, а смерть считают сладким питьем. Не утруждай более себя, но повели скорее умертвить сего ожесточенного христианина.

И князь тотчас изрек такой приговор над святым: "Злого Мину воина, впадшего в христианское нечестие, и не пожелавшего послушать царского повеления и принести жертву богам, мы повелеваем усекнуть мечем, а тело его пусть будет предано сожжению перед всем народом".

Воины взяли святого мученика Мину и отвели его за город, где и отсекли ему главу, и разжегши большой костер, бросили в него многострадальное тело святого мученика. Некоторые же из верующих, когда погас огонь, пришли на сие место и со­брали оставшиеся от сожжения части мощей святого, и обернувши их чистою пеленою, помазали ароматами3. Спустя же немного времени они принесли сии святые останки в свой отечественный город Александрию4, где и погребли их в честном месте. Впоследствии на сем месте была построена церковь во имя свя­того мученика и по молитвам ко святому в ней совершалось множество чудес.

 

Кондак, глас 4:

Воинства исхити привременнаго, и нетленнаго показа тя небеснаго общника страстотерпче Мино, Христос Бог наш, иже мучеников нетленный венец.

________________________________________________________________________

1 Котуан - древний город во Фригии. Фригия - большая область Малой Азии, обни­мала первоначально всю среднюю часть западной половины полуострова, кроме того Южный берег Пропонтиды (Мраморного моря) до Гелеспонта (Дарданелы), позднее причислявшийся к Мизии. Границы её: на западе - Мизия, Лидия и Кария, на юге- Ликия, Писидия и Ликаония, на востоке - Каппадокия, на севере- Галатия и Вифиния.

2 Оба императора царствовали вместе с 284 по 305 г.- Диоклитиан - на Востоке, Максимиан - на Западе.

3 Мученическая кончина святого Мины последовала в 304 году. В церковной службе этого дня вместе с мучеником Миною прославляются и свв. мученики Виктор, Викентий и Стефанида, но большинство церковных песнопений посвящено мученику Мине.

4 Александрия - знаменитый город, основанный Александром Великим около 333 года до Р. X. на мысе, выдающемся в южный берег Средиземного моря, (несколько южнее нынешнего города того же наименования); был некогда центром науки и первым торговым городом в мире; в начале IV века стал центром христианства и резиденцией патриарха.

5 Император Константин Великий царствовал с 306 по 336 г.

6 Исаврия - небольшая, мало исследованная и скрытая в горах, местность древней Малой Азии, граничившая на востоке ст. Ликаониею, на севере с частью Фригии, на западе с Писидиею. В Исаврии главный город был Исавра (ныне Улубуиар), весьма богатый и многолюдный.